¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

11 августа 2019

»стори€ одного 3D-движка от Ёдуарда ћаксименко

Ђћы делаем такую визуализацию, чтобы у пользовател€ —јѕ– модель леталаї

ћы продолжаем серию интервью Ђ»стори€ одного €драї с командой C3D Labs о том, как создаетс€ российское геометрическое €дро. —егодн€ вы узнаете, как в его составе по€вилась собственна€ визуализаци€ Ч первый программный компонент, полностью разработанный в новейшей истории C3D Labs, то есть не наследованный из математического подразделени€ ј— ќЌ и не св€занный с системой  ќћѕј—-3D.

–ассказывает Ёдуард ћаксименко, руководитель разработки C3D Vision.

»стори€ C3D

Ёдуард ћаксименко:
  • ƒолжен был стать капитаном дальнего плавани€, но уже 22 года занимаетс€ разработкой —јѕ–
  • Ќаписал первую версию движка визуализации C3D Vision
  • Ѕыл одним из авторов интерфейса  ќћѕј—-3D версий с V5 по V16
≈сли произнести полностью твое им€, Ёдуард ќтариевич ћаксименко, то услышишь в нем нотки √рузии и ”краины. –асскажи о своей семье, откуда такое сочетание?
ћой дедушка, украинец из ’арькова, в ¬еликую ќтечественную войну воевал на  авказе, был ранен и лечилс€ в санатории в ÷халтубо, недалеко от  утаиси, где работала санитаркой мо€ бабушка, грузинка. “ам они познакомились, поженились, и в результате по€вились мой отец ќтар и его брат Ќиколай.
“ы ощущаешь в себе грузинские корни?
Ќет. — рождени€ € жил в –оссии, рос в военном гарнизоне. ј что такое гарнизон Ч это арми€, где все национальности смешаны. √рузинского €зыка € не знаю, хот€ в 4-м классе один год проучилс€ в √рузии, какие-то навыки приобрел, но потом все забылось. ќтрывки фраз помню, немного могу пон€ть разговор, о чем речь идет. ћой отец, когда уходил в армию, на русском не очень хорошо говорил, его родной €зык Ч грузинский. Ќо за 25 лет службы у него даже акцент пропал.
ѕапа Ч военный?
ћор€к. —начала мы жили в —евастополе Ч там € пошел в первый класс. ѕотом отца перевели на ƒальний ¬осток. Ёто был закрытый военный гарнизон, естественно, секретный, где базировались дизельные подводные лодки. Ќазывалс€ он ѕетропавловск- амчатский-54, также известный как бухта Ђ‘инвалї или Ѕечевинка. “ам мы прожили 13 лет до 1990 года. —ейчас поселок заброшен, по нему медведи ход€т.
»стори€ C3D

√арнизонный поселок ѕетропавловск- амчатский-54. ‘ото из архива Ёдуарда ћаксименко

 ак ты подходил к выбору будущей профессии?
я мечтал посв€тить свою жизнь морю, стать капитаном и дл€ реализации этой мечты в 1988 году поступил в ѕетропавловск- амчатское высшее инженерное морское училище. «начительную роль в моем выборе сыграл отец, его рекомендации. ѕосле училища € бы вышел вторым помощником капитана, а это статус Ч один из главных людей на судне.

я начал учитьс€ и училс€ неплохо. Ќо в конце 80-х годов еще не было отсрочки от армии дл€ студентов вузов, и после года учебы мен€ призвали. ѕока € служил, отец демобилизовалс€ и наша семь€ переехала в —евастополь. ѕосле армии, по семейным обсто€тельствам, € вернулс€ не в училище, а к родител€м в  рым, и через год мы перебрались в  оломну, откуда родом мо€ мама.

»стори€ C3D

Ёдуард ћаксименко (справа) во врем€ службы в ¬ооруженных силах ———– (1989 год)

“ы был морским человеком, видел себ€ капитаном, и тут все изменилось.  ак далось привыкание к другой жизни, не той, к которой себ€ готовил?
—ложно было, тоска была. ƒвадцать лет € прожил на берегу сначала „ерного мор€, потом “ихого океана. Ѕуквально 100 метров от дома до мор€ Ч € его видел каждый день. »нтересы и увлечени€ были св€заны с морем: рыбу ловили, крабов и морских звезд собирали, модели кораблей делали. ≈сли бы не семейные обсто€тельства, € об€зательно стал бы военным или св€зал свою жизнь с гражданским флотом. ј так мне пришлось уехать и, как бы пафосно ни звучало, забыть о своих желани€х, начав жизнь с нул€ в  оломне.

’от€ € уже был в достаточно сознательном возрасте, 21 год, что делать дальше не представл€л. ѕерепробовал р€д рабочих профессий Ч от сторожа до электрика, после чего стала очевидной необходимость получени€ высшего образовани€. ¬ 1993 году € поступил в ћосковский государственный открытый университет на специальность Ђјвтоматика и телемеханикаї. ¬ то врем€ € уже увлекс€ электроникой, в частности цифровой техникой, закончил курсы по регулировке радиоаппаратуры, но к программированию не имел никакого отношени€.

 ак от железа ты перешел к софту?
¬о врем€ учебы € начал работать в научно-исследовательской лаборатории университета и именно там стал непосредственно заниматьс€ компьютерным оборудованием, получил первоначальные навыки по программированию контроллеров, в результате чего серьезно увлекс€ программированием.

Ќаука, к сожалению, в начале 90-х годов не могла обеспечить достойный уровень жизни, в св€зи с чем в 1994 году € поступил на военную службу по контракту в  оломенское высшее артиллерийское военное училище. «анималс€ ремонтом электронного оборудовани€, а попутно получил неограниченный доступ к компьютерам, которые по сравнению с научно-технической базой университета были достаточно современными.

¬ какой-то момент командование училища, обратив внимание на мое увлечение программированием, привлекло мен€ к разработке симул€торов артиллерийской стрельбы дл€ курсантов. ѕроизошло это в начале 1997 года, симул€торы разрабатывались на €зыке —++, о котором на тот момент € мало что знал, пришлось осваивать его самосто€тельно. »менно тогда и состо€лась мо€ судьбоносна€ встреча с коллективом разработчиков ј— ќЌ, куда € обратилс€ за консультацией.

–асскажи подробнее о знакомстве с ј— ќЌ.
«накома€ преподаватель из военного училища рассказала про компанию ј— ќЌ: Ђ–еб€та пишут —јѕ–. Ёдик, тебе надо тудаї. ” мен€ как раз заканчивалс€ контракт, и нужно было принимать решение, продлевать его или искать другую работу.

я решил провести разведку, и вначале пошел в ј— ќЌ за консультацией Ч вдруг люди помогут, разговорюсь с кем-нибудь, узнаю, как обсто€т дела. ¬ результате мне предложили работу. Ќа тот момент € сомневалс€, смогу ли справитьс€, так как по уровню программировани€ € отставал от коллектива ј— ќЌ достаточно сильно. Ќо интерес к разработке —јѕ– оказалс€ выше любых страхов и сомнений, и с 1997 года € работаю здесь. Ќе могу сказать, что сто€л у истоков  ќћѕј—а, но вместе с коллективом вложил много сил в создание его современной версии.

»стори€ C3D

 оллектив разработчиков  ќћѕј— ( оломна, 1999 год)

— чего ты начинал в разработке  ќћѕј—а?
— самых элементарных задач Ч написани€ диалогов. Ќабравшись опыта, стал заниматьс€ новым проектом трехмерного моделировани€ вместе с Ќиколаем √оловановым. –азрабатывал пользовательский интерфейс, графический пользовательский интерфейс, делал модельные объекты.
»стори€ C3D

 ќћѕј—-3D 5.10 вышел в 2001 году

ѕосле выхода 5-й версии  ќћѕј—а было прин€то решение переделать GUI, перейти на более современные решени€. ¬ старом интерфейсе все было фиксировано, а в новом мы дали пользователю возможность спозиционировать панель инструментов и настроить ее состав, как ему нравитс€. Ёто был прорыв. Ќаш пользовательский интерфейс продержалс€ 14 лет вплоть до версии v17.
»стори€ C3D

‘рагмент модели машины уборочной ћ“ -33.00.000 в  ќћѕј—3-3D V7. –азработчик: ¬елмаш-—ервис (¬еликие Ћуки)

–абота€ в ј— ќЌ, ты защитил кандидатскую диссертациюЕ
ѕо рекомендации своего научного руководител€ € поступил в аспирантуру ћосковского государственного открытого университета по специальности ЂЁлектротехнические комплексы и системыї, которую успешно окончил в 2003 году, защитив диссертацию на соискание степени кандидата технических наук. «ащищалс€ в Ќижегородском государственном техническом университете. ƒиссертационна€ работа была основана на разработанном мной программном электронном комплексе дл€ расчета и защиты силовых установок в машиностроении, который прошел успешную апробацию на нескольких предпри€ти€х машиностроительной отрасли.
 ак возник интерес к визуализации?
ƒело в том, что  ќћѕј—-3D использует свою визуализацию, но она не отчуждаема как отдельный компонент, так как изначально такой цели не ставилось. я смотрел, как сделать самосто€тельный движок, независимо от того, в какой —јѕ– он будет примен€тьс€. ћне было это страшно интересно. ќсобенно добитьс€ от него высокой производительности, чтобы конструктор мог комфортно работать с большими сборками.

ѕотихоньку изучал разные движки, долго вынашивал идею и в итоге прин€л решение самому написать отдельный компонент визуализации. ѕробовал дома, по вечерам, и в конце концов из этих проб по€вилась модель будущего компонента. “ак что в C3D Labs € пришел не с пустыми руками.

“ы изначально не занималс€ геометрическим €дром и перешел в C3D Labs позднее, через три года после того, как математическое подразделение ј— ќЌ было преобразовано в отдельную компаниюЕ
Ќа момент перехода € работал в группе разработки 2D-функционала  ќћѕј—а, а в свободное врем€ занималс€ движком. я был уверен, что если в составе €дра по€витс€ модуль визуализации, то на C3D Toolkit будут смотреть по-другому. ѕерспективы продаж будут выше и продавать будет легче. √ола€ математика хороша, но сейчас мало кто готов тратить врем€ на долгосрочные проекты разработки. ’от€т только кнопки нарисовать и влепить их в тулбар.

ƒл€ небольшой команды C3D Labs начинать разработку 3D-движка с нул€ было бы рискованно, но у мен€ уже был готов прототип Ч мое предложение добавить в €дро визуализацию имело вполне ос€заемое подкрепление.  оллеги мен€ поддержали, в течение года € сделал необходимые доработки, и в августе 2016 года мы выпустили первую версию C3D Vision.

„то представл€ет собой C3D Vision и в чем его особенность?
Ёто специализированный графический движок дл€ визуализации геометрии в —јѕ–. ќн отвечает за отображение геометрических моделей и функционирование графического интерфейса приложени€. ћы ориентируемс€ на потребности разработчиков инженерного программного обеспечени€, которым в первую очередь нужны инструменты работы с геометрией. Ќаш модуль предоставл€ет большой набор таких инструментов: локаторы дл€ конвертации экранных координат курсора в текущий геометрический объект, прив€зки дл€ вычислени€ точных координат геометрического объекта, буксировщики-манипул€торы, которые позвол€ют интерактивным способом взаимодействовать с моделью, и другие.

Ќо самое главное дл€ —јѕ– с точки зрени€ визуализации Ч это быстродействие, чтобы модель у конструктора летала. “акой движок мы и делаем.

ќткуда по€вл€лись идеи дл€ разработки компонента? “ы смотрел на другие визуализаторы?
ќб€зательно! »менно так и происходило. я изучал известные движки Ч и игровые, и ориентированные на —јѕ–: OGRE, VTK, 3D Qt, OpenSceneGraph, Hoops. C точки зрени€ API Ч Redway. —реди них были и open source движки, где € мог посмотреть код. Ѕольше всего интересовала архитектура, так как при любой разработке главное Ч не ошибитьс€ в архитектуре, иначе придетс€ переделывать весь продукт. »з изучени€ чужих компонентов € почерпнул, какой будет архитектура у нашего движка. ќна же сказалась потом и на производительности.  роме того, € консультировалс€ со специалистами NVIDIA, после чего окончательно пон€л дл€ себ€, что иду по правильному пути и что еще нужно добавить.
 то стал первым пользователем C3D Vision?
ѕервым, кто серьезно заинтересовалс€, была нижегородска€ компани€ √ео—, разрабатывающа€ —јѕ– корпусной мебели. ќна использует наше параметрическое €дро C3D Solver. ’от€ до лицензировани€ Vision дело не дошло, мы получили обратную св€зь, что крайне важно дл€ разработки.

ј первым полноценным пользователем стал –‘я÷-¬Ќ»»“‘, который вз€л наш движок дл€ разработки CAE-систем. ќт специалистов центра поступает очень много требований и замечаний, но зато когда видишь результат, который можно покрутить и потрогать, Ч это больша€ радость.

»стори€ C3D

CAE-система, разработанна€ –‘я÷-¬Ќ»»“‘ с использованием геометрического €дра C3D Modeler и визуализации C3D Vision

 то наши конкуренты в визуализации?
¬ –оссии визуализаторов, ориентированных на инженерный софт, нет.  онкуренты в основном все западные, из —Ўј, √ермании, ‘ранции. —амый сильный Ч Hoops от Techsoft, но он и стоит как чугунный мост. Redway хорош, его плюс состоит в фотореалистичности, котора€ дл€ —јѕ– не столь важна.
 оманда C3D Vision делает еще и приложение дл€ просмотра 3D-моделей, зачем оно понадобилось?
¬ процессе разработки C3D Vision возникла потребность в его тестировании, а как известно, тестировать компонент проще всего на конечном приложении, которое будет еще и демонстрировать возможности движка. “ак родилась иде€ создани€ C3D Viewer, просмотрщика трехмерных моделей, в котором полностью реализован функционал компонента Visiоn. ƒл€ конечных пользователей он бесплатный, а разработчики могут лицензировать его дл€ встраивани€ в свои продукты. Ќапример, C3D Viewer используетс€ дл€ формировани€ вторичного представлени€ документов в системе управлени€ жизненным циклом издели€ Ћќ÷ћјЌ:PLM.
»стори€ C3D

C3D Viewer 2019

“ы много лет разрабатывал интерфейс  ќћѕј—а, последние п€ть лет занимаешьс€ 3D-визуализацией, какой еще продукт хотелось бы написать?
ѕлатформу дл€ разработки —јѕ– с применением в полной мере всех C3D-компонентов и разработкой дополнительных. —мысл платформы в том, что когда ты предлагаешь весь набор необходимых инструментов, то разработчик конечного приложени€ думает только о его специфике, не отвлека€сь на написание базовых процессов и визуализации.

ѕлатформа может перекрыть определенный процент создани€ и редактировани€ одних и тех же объектов в разных спецификах: окружность в машиностроении и окружность в моделировании одежды одна и та же. ћожно сделать компонент, востребованный и там, и там. ј есть объекты, востребованные только в своей специфике. –азработчик должен думать только об этом. Ѕазовые процессы Ч состо€ние элементов управлени€, состо€ние курсора Ч предоставл€ет платформа.

 акие сферы тебе интересны помимо —јѕ–?
ѕрограммирование контроллеров и электроники. ¬изуализаци€ сама по себе, особенно если речь идет о дополненной и виртуальной реальности. ѕоскольку € технический человек, мне интересно работать с железом. ≈сли бы пришлось выбирать, заниматьс€ скучной дл€ мен€ разработкой баз данных или пойти работать по специальности инженером-электриком, € бы выбрал последнее.
ј если говорить не о работе?
—вободное от работы врем€ посв€щаю своей семье. ” мен€ есть сын и дочь. —ын учитс€ в университете, специальность выбрал по желанию, хочет заниматьс€ проектированием зданий, однако гены оказывают свое вли€ние, и работу в последнее врем€ он оптимизирует за счет активного изучени€ и применени€ программировани€. я стараюсь оказывать ему в этих вопросах любую возможную помощь. ƒочь Ч школьница, технические специальности ее не привлекают, пока она желает стать врачом, но, возможно, что-то изменитс€ к окончанию школы.
“во€ морска€ жизнь напоминает о себе?
—кучаю по морю.  огда были в ѕитере, заехали в ѕетергоф, € вдохнул и вспомнил. ¬идеть и слышать море Ч этого уже достаточно.
“радиционный заключительный вопрос. “вое напутствие будущим сотрудникам C3D Labs.
Ќе надо бо€тьс€ трудностей. »ногда кажетс€, что поставленна€ задача неподъемна, что она может оказатьс€ тем болотом, в котором можно легко утонуть. ќднако в моей практике не было ни одной задачи, даже самой трудноразрешимой, которую нельз€ было бы решить при наличии желани€ и стремлени€ познавать что-то новое. ƒобро пожаловать в наш коллектив!
»стори€ C3D


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

-->

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: „то можно назвать Ђчудо-оружиемї отрасли —јѕ–?
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2019 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.